Лидеры социальных изменений

Елена Сорокина background background
background

Елена Сорокина

Елена Сорокина — создатель и руководитель общероссийского движения «Педагоги-волонтеры», а также директор организации «Профи-центр» в Ульяновске.


Участниками движения сегодня являются более тысячи человек в разных регионах России от Москвы до Владивостока, а также зарубежных стран. Они бесплатно проводят занятия по всем школьным предметам для детей из малообеспеченных и приемных семей, сирот, ребят из новых регионов, а также детей, находящихся на длительном лечении. Каждый из педагогов перед тем, как приступить к работе, проходит проверку в виде собеседования и, при необходимости, тестирования.


С 2016 года «Профи-центр» помог подтянуть знания по разным предметам более чем двум тысячам школьников из 15 регионов России. Они получили репетиторскую помощь. В педагогическое волонтерство организация привлекла тысячу человек, в том числе из 17 стран мира.


Елена Сорокина родом из Ульяновска. Во всех своих выступлениях она старается подчеркивать именно тот факт, что ее деятельность и жизнь связаны с родным городом. Елена выросла в небогатой семье. После развода родителей ее воспитанием занялись мама и бабушка. Но большой вклад внес и дедушка — именно он приучил маленькую Лену к чтению и любви к истории. В средней школе Елена мечтала стать переводчиком: ей нравился английский язык. Но в семье не было возможности оплатить репетитора, и все знания героиня черпала самостоятельно, так же, как и готовилась к экзаменам.

В итоге Елена Сорокина выучилась на журналиста и отдала профессии около 10 лет: работала на региональном телевидении, была внештатным корреспондентом ряда федеральных изданий. Параллельно с работой занималась общественной деятельностью.

«Сначала это было движение юнкоров, потом  молодежная организация, а в 2016-м, когда я находилась в декрете со старшей дочкой, судьба дала мне шанс изменить свой профессиональный путь кардинально: я ушла из журналистики и занялась только некоммерческой деятельностью, социальными проектами и впоследствии еще и социальным предпринимательством», — вспоминает Сорокина.

В этом же году женщина создала некоммерческую организацию «Профи-центр». Ее первый проект назывался «Школа английского языка для детей из малообеспеченных семей и детей-сирот».

«На тот момент я и мой муж Константин Ильин занимались другой организацией  молодежной. За год до создания «Профи-центра» в Ульяновскую область “зашла” лакокрасочная компания из Дании, они открыли свой завод и приняли решение поддержать социальный проект на территории присутствия. Поясню, что это нормальная практика для многих крупных компаний, у которых есть направление корпоративной социальной ответственности. Их поиски партнера из сферы НКО остановились на нас, мы со своей стороны предложили им проект очной Школы английского языка для детей из малообеспеченных семей и сирот. Так как это уже не молодежная деятельность, а образование, мы приняли решение создать отдельную организацию — “Профи-центр”»,  делится Елена.

Вместе с супругом они хотели, чтобы бесплатное образование для детей было таким же по качеству и условиям, как платные языковые школы, а для этого, в частности, нужно было получить образовательную лицензию. Сначала это был локальный и по территории, и по охвату, и по направленности проект – очная Школа английского языка для ребят, живущих в Ульяновске. Команда состояла из нескольких человек.

«Я на тот момент совмещала в себе роли руководителя и администратора, и хозяйственника, плюс двое педагогов, бухгалтер и уборщица. Все. Никаких грандиозных целей, мыслей о расширении, географическом охвате тогда не было. Была мысль: делай что должно, и будь что будет»,  рассказывает общественница.

Год «Профи-центр» работал исключительно в формате Школы английского языка. Команда была сосредоточена на том, чтобы помочь ребятам повысить уровень иностранного языка, исправить отметки в школах, восполнить пробелы. Но в первый же учебный год организаторам стало ясно, что целевая группа — а это школьники из малообеспеченных семей, воспитанники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей — имеют проблемы не только с английским, а с большинством предметов, но главное, с мотивацией: они не хотят учиться, не видят в этом пользы и результата, у них много разных психологических сложностей — с коммуникацией, с усидчивостью, с концентрацией внимания.

«В общем, мы осознали, что нужен комплексный подход, который бы помог в перспективе позволить им сделать свою жизнь более благополучной. Так родилась идея первого проекта для конкурса Фонда президентских грантов  Образовательный центр для ребят в сложной жизненной ситуации. Он уже включал в себя занятия с репетиторами по всем дисциплинам, плюс работу с психологом»,  делится Елена.

В 2020 году, когда на мир обрушилась пандемия, «Профи-центр» реализовывал только очные проекты и только на территории Ульяновской области. Но в марте того же года было принято оперативное решение перейти в онлайн-формат. Тогда организацию поддержала одна компания, в будущем ставшая партнером и надежным другом, — она предоставила свою дистанционную платформу.

«Тогда мы поняли две ключевые вещи: первая  пандемия и особенно карантинные меры поставили в сложную жизненную ситуацию очень многих людей: кто-то потерял близких, кто-то потерял здоровье, кто-то потерял работу. И людям нужна была помощь  здесь и сейчас. Второе  онлайн открывает новые возможности, для НКО в том числе. Расширяет территориальные границы, дает новые инструменты, позволяет помочь большему числу людей»,  говорит руководитель «Профи-центра».

Так появился проект «Точка опоры», который вошел в топ-100 лучших инициатив, поддержанных Фондом президентских грантов. Тогда же, в 2020 году, команда создала первое в России добровольческое движение «Педагоги-волонтеры». Преподаватели движения, которое бесплатно проводят для детей в трудной жизненной ситуации занятия по школьным предметам. Сегодня они помогают ребятам из 15 регионов страны, включая новые субъекты, а их добровольцы разбросаны по всей России и даже живут в других странах.

Сейчас организация работает по двум ключевым направлениям: это помощь детям, в основном, образовательная, а также психологическая и в развитии мягких навыков, и это поддержка родителей, тоже в основном психологического характера.

В 2023 году «Профи-центр» открыл в Луганской Народной Республике молодежный коворкинг, чтобы местные ребята могли развиваться и воплощать свои идеи в реальность. В феврале 2024 года стартовал проект «Старт в будущее», направленный на развитие педагогического волонтерства в 10 регионах России, включая новые субъекты. Еще у НКО есть подростковый центр «МолоКо», который она открыла по линии Федеральных подростковых центров при поддержке регионального правительства. Это так называемое «третье место» для ребят от 10 до 18 лет, где они могут делать домашнее задание, играть в настольные игры, смотреть кино или получить помощь психолога, пройти тренинг на развитие коммуникабельности.

Говоря о трудностях в работе, Елена вспоминает, что самым сложным лично для нее было совмещение материнства и руководства организацией: «Баланс между чувством вины, когда я не с детьми, а в работе, и чувством потерянных возможностей, когда я с детьми, а не в проектах. Пришлось создавать для себя систему планирования. Мне кажется, я с этим успешно справляюсь. Собственно, так родился еще один наш проект  это Родительский центр “Мама может!”. Он сегодня работает в рамках проекта “Современная школа” нацпроекта “Образование”: при поддержке Минпросвещения России мы проводим бесплатные консультации психологов для родителей».

Сейчас в команде «Профи-центра» 20 человек. При этом организация регулярно привлекает к своей работе разных экспертов и специалистов — это дополнительно около 1100 человек.

Если говорить про аудиторию движения «Педагоги-волонтеры» — то это дети в трудной жизненной ситуации: из малообеспеченных и приемных семей, сироты, ребята из новых регионов, дети, находящиеся на длительном лечении. Они все разные: кто-то жаждет знаний, кто-то не хочет учиться, кому-то нужно исправить двойку, а кто-то хочет выиграть Олимпиаду и поступить бесплатно в университет. По словам Елены, среди их подопечных есть дети с коррекционным статусом, например, логопедическими проблемами или задержкой развития. Им организация подбирает педагогов, которые компетентны в их проблемах.

Родители тоже разные: есть молодые, которые только столкнулись с материнством или отцовством, и им нужна поддержка, есть те, кто уже переживает вместе с детьми сложности подросткового возраста, а есть те, кто взял приемного ребенка. И здесь задача НКО — сделать так, чтобы они не пожалели об этом.

Особенная аудитория организации, как отмечает Елена Сорокина, — это волонтеры: «Это ведь не только профессиональные учителя, но и старшеклассники, студенты, “серебряные” волонтеры, люди разных профессий. Кто-то говорит: разве можно без педагогического образования помочь детям? Можно. Есть прекрасный принцип, например, “равный – равному”, когда ребята старших классов помогают малышам из начальной школы. Безусловно, здесь к волонтерству допускаются те, кто отлично знает свой предмет. Плюс важно наставничество — когда опытные педагоги помогают начинающим. Запоминаются те, кто приходят к нам в волонтерство семьями: например, пришла мама — она преподавала русский и испанский языки, а следом за ней пришел сын — старшеклассник. Он стал заниматься с ребятами начальной школы математикой. После 11-го поступил в Бауманку и продолжил волонтерскую деятельность».

С 2016 года «Профи-центр» помог 2,5 тысячам школьников из 15 регионов России. Они бесплатно получили репетиторскую помощь. В педагогическое волонтерство организация привлекла 1,1 тысяч человек, в том числе из 17 стран мира.

«В среднем в год мы экономим нашим благополучателям до 18 миллионов рублей. Это если считать, что одно платное занятие им стоило бы в среднем 1 000 рублей»,  рассуждает Елена.  

Сейчас перед организацией стоят две сложные задачи — масштабирование и автоматизация. В 2024 году предстоит начать помогать детям еще из 10 регионов.

«Обычно в поездки по регионам едут члены нашей команды. В этом году поедут еще и амбассадоры движения “Педагоги-волонтеры” из числа самих добровольцев. Ими стали победители нашей первой премии “Крылья надежды”. Имена амбассадоров мы назвали на первом очном форуме педагогов-волонтеров, который состоялся в Ульяновске в феврале этого года. Еще нам нужно создать региональные представительства и научить их заниматься отбором волонтеров, набором учеников, формированием расписания, сопровождением уроков. Для этого, собственно, мы сейчас занимаемся автоматизацией процессов, чтобы все было понятно, быстро и просто»,  делится планами Елена.

Фото предоставлены Еленой Сорокиной и взяты из отчетов.

Другие проекты с участием Елены Сорокиной, поддержанные фондом

2024

Старт в будущее: проект масштабирования тьюторского...

2022

Точка опоры: организация помощи детям и молодежи...

2022

Учимся вместе: создание системы педагогического...